Если расмотреть ситуацию по продаже авто в Японии на авто аукционах и в других странах с развитой системой автоаукционов, то можно выявить плюсы и минусы существующих систем. Скорее всего российская аукционная система, если она будет когда-то создана, будет более совершенна и вберет в себя некоторы достоинства существующих, но какой конкретна она будет пока судить тяжело.
Давайте попробуем предположить какой может быть аукционная система в России. Принципиальной разницы между авто аукционами, американский или японского типа нет.
Можно отметить некоторые недостатки японской системы (многое из этого можно применить и к американской системе):
За чем будущее? Главная проблема в России — идея аукционной торговли через Интернет воспринимается потребителем как «покупка кота в мешке по фотографии». В России уже успешно действуют системы аукционных Интернет-торгов по всякой всячине, но сделки по таким дорогим вещам, как автомобили, пока единичны. Одно дело увидеть объявление о продаже, созвониться с продавцом, встретиться, посмотреть машину вживую, поторговаться и купить. Другое — посмотреть фотографии, сделать ставку, выиграть и быть обязанным выкупить машину. За границей эта проблема решена тем, что есть система экспертных оценок, которой все доверяют. И в России ее нужно для начала создать. Тогда гарантией качества будет служить профессионализм экспертов и доверие всех сторон к оценкам, которые они выставляют.
После этого уже можно пытаться изменить общественное сознание — самый сложный вопрос. К счастью, импортные автоаукционы мы знаем уже давно, к их идее привыкли, и многие лояльно относятся к вопросу. Так, 26% посетителей сайта Drom.ru уверены, что российский вторичный рынок придет именно к схеме аукционов, и еще 42% вполне допускают такую возможность. В таком случае, если организатор аукциона сможет наладить начальный поток машин, за которые идет реальный торг, то дальше дело раскрутится само как маховик.
В итоге мы придем к системе, когда значительная часть машин проходит через аукционы. И можно будет, сидя в Екатеринбурге, купить машину в Москве - по фотографии, зато с доставкой.
Но часть машин, безусловно, все равно будет продаваться «по старинке»: объявления и площадки. Кому что нравится — тот то и будет выбирать. И в Японии так же.
Как делать на этом бизнес российским автодилерам по продаже как новых, так и подержанных автомобилей, особенно в условиях кризиса?
Торговлю новыми автомобилями на аукционах представить себе сложно. В Японии на аукционах попадаются автомобили с нулевым пробегом, но это не совсем новые автомобили: например, автомобиль, который был на выставке. Это скорее воспринимается как «очень крутое б/у». Также попадаются действительно абсолютно новые автомобили, это связано с объемами закупок дилерами. Чем больше дилер покупает авто с завода, тем большую скидку он получает, но не всегда удается продать все автмобили в определенный срок. Чтобы высвободить денежные средства дилеры зачастую продают часть автомобилей на аукционах по себестоимости.
Новые автомобили должны продаваться в салонах в свободном доступе по фиксированным ценам. Конечно, можно представить себе аукцион по продаже нового автомобиля, но либо у него должна быть изначально сниженная цена (например, это подается как акция с целью раскрутки брэнда дилера либо брэнда аукциона), либо эта модель автомобиля должна быть в крайнем дефиците. Вторая ситуация — весьма нездоровая: это будет воспринято негативно как попытка нажиться на клиентах, а также последуют обвинения в искусственном создании дефицита. Тем не менее при серьезном дефиците на некоторые марки авто, такие автомобили попадают на аукционы. Можно привести пример с Nissan Skyline GTR, за несколько дней после официального начала приема заявок на поставку этих машин очередь на авто была расписана на полгода вперед, но после схода с конвеера несколько авто сразу пояилось на аукционах и были проданы по значительно более высокой цене, чем заявлена производителем. Кстати, по слухам первый GTR был куплен клиентами из России.
В услоиях кризиса и по новым, и по б/у автомобилям дилеры должны искать пути охвата большой аудитории при минимальных затратах. Наиболее оптимальным вариантом является размещение фотообъявлений о продаже автомобилей на популярных Интернет-сайтах. Это фантастически дешево по сравнению с медийной рекламой и рекламой в других видах СМИ, но крайне эффективно.
Аукционный лот — это тоже в своем роде объявление о продаже, особенно если есть блиц-цена. Думаю, устроители аукциона сами захотят размещать свою базу на тех же сайтах, чтобы раскрутить аукционные торги. При этом, если автомобиль прошел через аукционных экспертов, полностью описан и получил достойную оценку, он выгодно смотрится на фоне предложений типа «отличное состояние, бабушка ездила по выходным».
В целом, если в России начнут развиваться автоаукционы, стоит рассматривать их в качестве дополнительного перспективного канала продаж (а для кого-то — и закупок). И если устроителей аукциона не подведет бизнес-чутье, в дальнейшем этот канал станет основным.