Японские автоаукционы являются основным каналом купли и продажи подержанных автомобилей в Японии. В Японии есть сотни аукционов разного размера. Крупнейшей сетью аукционов с собственной системой торгов является система аукционов USS. И есть две системы-агрегатора - Aucnet и Asnet. Они объединяют информацию со многих больших и небольших аукционов и являются посредником между покупателями и аукционами (плюс у Aucnet есть несколько собственных аукционов). Также у крупных аукционных систем ,например TAA, CAA и других имеются собственные торговые системы, но количество представляемых автомобилей меньше, чем на Aucnet и Asnet, т.к. данные с с этих аукционов агрегируются. Многие аукционы присутствуют и в Aucnet, и в Asnet. Как правило, профессиональные участники торгов подключены к системе USS, к агрегаторам и нескольким другим аукционам.
Торги ведутся как в больших залах самих аукционов, так и из офисов компаний через Интернет. Рабочее место представляет собой несколько мониторов, на которых транслируются лоты, и несколько джойстиков.
Информация о будущих лотах появляется в системе за несколько дней до начала торгов. Каждый автомобиль сопровождается аукционным листом. В нем содержится описание комплектации, описание повреждений (используется собственная система обозначений), замечания эксперта (на японском языке), оценка салона и общая оценка. На японских аукционах не оценивается состояние двигателя и ходовой части. В примечаниях про них будет сказано, только если там явные проблемы: например, «сизый дым», «нехарактерный звук работы двигателя» или «сильно гремит подвеска».
Кроме аукционного листа, предоставляются фотографии машины (в основном два фото спереди и сзади), указывается стартовая цена и точное время, когда начнутся торги.
Торги лотов идут порядка 10 секунд. Побеждает тот, кто предложит бОльшую ставку. Однако существует такой параметр, как минимальная цена, за которую продавец готов отдать автомобиль («урикири»). Эта цена заранее неизвестна. Если эта цена не достигнута, лот, как правило, не продается. К сожалению, по наиболее ходовым моделям число таких сорвавшихся сделок достигает 30-60%.
Можно отдать торги на откуп автоматике, заранее задав свою максимальную ставку, но большинство участников предпочитает лично жать на кнопку, т.к. в торгах важен и человеческий фактор — если вы подошли к своему максимуму, можно чуть-чуть «дожать» и выиграть, если вы чувствуете, что ваш противник тоже близок к своему максимуму и готов сдаться.
Увеличение ставок идет с шагом аукциона при каждом нажатии на кнопку, ставка повышается на 3,000-5,000 иен в зависимости от аукциона. Если вы заранее определили для себя максимум 600,000 иен, а ваш ближайший противник рассчитывает на 400,000 иен, то машина уйдет за 403,000 иен, но не за ваши 600,000. Но если, например, минимальная цена продавца составляла 450,000 иен, он машину не отдаст, хотя вы были готовы поставить больше, потому что цена автоматически до минимальной не прыгает. В жтом недостаток автоматических торгов.
Аукцион берет деньги с продавца за каждое выставление автомобиля и с покупателя за каждую купленную машину. Суммы эти варьируются, но, в среднем, составляют от 10,500 до 21,000 йен с продавца за постановку на аукцион, при продаже авто и с покупателя за покупку (примерно автоауцион зарабатывает около 300 долларов с машины). Кроме этого, с участников взимается ежемесячная плата за пользование системой.
Японские автоаукционы строят свою работу только по принципу b2b и обычный человек не может прийти на аукцион и продать/купить машину, он должен обратиться в компанию, которая аккредитована на аукционе и имеет доступ к торгам.